Научные школы:
Научная школа д.ф.н.,проф. Кадырбековой П.К.

“Лингвистика и межкультурная коммуникация”.
Памира Кадырбекова — доктор филологических наук, профессор, профессор
кафедры лингвистики КНУ им.Ж.Баласагына. Специалист по германским языкам,
межкультурной коммуникации, лингвокультурологии и прагмалингвистике. В 1990 году
закончила аспирантуру Московского Лингвистичекого университета (бывш. Институт
иностранных языков им.Мориса Тореза) и защитила кандидатскую диссертацию по
шифру 10.02.04 — “Германские языки”. Получила диплом “Филолог- исследователь”
вышеназванного университета. Закончила докторантуру университета им.Гете. Лауреат
международной премии им.Александра фон Гумбольдта. Отличник образования. Автор и
соавтор двухтомного кыргызско-немецкого словаря -2010г. В 1998 г. закончила
докторантуру Франкфуртского университета им.Гете.
П.Кадырбекова проводит научные исследования в тесной связи с университетом
им.Гете в г. Франкфурт на Майнк (Германия). Она является Президентом ассоциации
гумбольдтовцев Кыргызстана. При поддерже фонда им. Александра фон Гумбольдта
регулярно проводит международные, междисуиплинарные конференции с приглашением
ученых из Германии, России и Центральной Азии. Является членом диссертационного
совета Д. 10.24.699 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата
(доктора) филологических наук по шифру: “Сравнительно-историческое, типологическое
и сопоставительное языкознание”.
Автор более 90 научных трудов, монографии и учебников, подавляющее
большинство которых вышли в заграницей. В «2021 году вышла ее монография “Verbale
Aspekte Deutsch-kirgisischer interkultureller Kommunikation“ (Вербальные аспекты
немецко-кыргызской межкультурной коммуникации) в серии Europäische Hochschulschriften /European University Studies в Германии – (Европейские вузовские публикации/ Европейские
университетские исследования) крупном международном научном издательстве Peter Lang со штаб-квартирой в Берне, Швейцария.
Издательство Peter Lang специализируется на публикациях в социальных и гуманитарных
научных дисциплинах. На сегодняшний день филиалы издательства существуют
в Берлине, Брюсселе, Франкфурте-на-Майне, Нью-Йорке, Оксфорде и Вене. Издательство
публикует научную литературу преимущественно на английском, немецком и
французском языках. В этой монографии рассматриваются в сравнительном аспекте
“Вербальные аспекты немецко-кыргызской межкультурной коммуникации” в рамках
нового научного направления-“лингвокультурологии”.
Под ее руководством защищены диссертации соискателей с писуждением ученых
степеней ВАКом КР. В настоящее время она читает лекции по педметам “Теория
межкультурной коммуникации”, “Общее языкознание”, “История немецкого языка и
введение в спец.иальную филологию и “Лексикология современного немецкого
языка”,руководит курсовыми, дипломными и магистерскими работами.
Кадырбекова П.К. является руководителем научной школы “Лингвистика и
межкультурная коммуникация”.
Целью научной школы является:
- Инициатива научных идей, их распространение и защита.
- Формирование международного имиджа научной школы университета.
- Повышение качества (и количества) научных публикаций в международных
системах цитирования.
Задачи научной школы:
-приглашение ведущих ученых для чтения лекции по проблемам лингвистики,
лингвокультурологии и межкультурной коммуникации;
-проведение тематических конференций общеуниверситетского, межвузовского, и
международного уровня для ППС, студентов, магистрантов аспирантов и молодых
ученых
- помощь выпускникам в самоопределении на научном поле деятельности;
- путем повышения научного потенциала университета, формирование традиций,
преемственность поколений; - развитие новых исследований.
В рамках научной школы были прочитаны лекции:
- В день открытия научной школы 10 мая, 2023г в МАЗе КНУ им.Ж.Баласагына
д.ф.н.,проф. Дербишева З.К. (Кыргызско-Турецкий университет Манас) сделала
научный доклад на тему: Универсальные концепты через призму русского и
кыргызского языков; - 21 июня 2023. Научный доклад Лингвокультурный код, как способ
аксиологического описания языков. д.ф.н.,проф. Тагаев М.Дж. (Кыргызско-
Славянский Российский университет им.Б.Ельцина); - 19 октября 2023г. Научный доклад Задачи современной лингвистики. (Основы
коммуникации) д.ф.н.,проф. Маразыков Т.С. (КНУ им.Ж.Баласагына); - 5 июня 2024г. Научный доклад «Современные направления в лингвистике»
д.ф.н.,проф. Кадырбекова П.К. (КНУ им.Ж.Баласагына); - В декабре 2024 г. планируется научная лекция доцента Бердибека Джумабаева
“Кыргыз дүйнө таанымы”.
Добро пожаловать в нашу научную школу “Лингвистика и межкультурная
коммуникация” !
e-mail: pamirakadyrbekova@rambler.ru
0705 20 1117 -моб.
0552 75 50 32 -моб.
Научная школа профессора Н.А. Асиповой

«Поликультурное образование и воспитание в Кыргызстане» Асипова Нурбубу Асаналиевна является руководителем признанной и широко известной в стране научной школы, деятельность которой направлена на разработку теории и практики поликультурного образования и формирования межкультурных коммуникаций современной молодежи.
Фундаментальность исследований, проводимых Н.А. Асиповой состоит в том, что она еще в советское время в противовес сложившихся взглядов об интернационализме как о классовой категории, одним из первых выдвинула идею о рассмотрении интернационализма как нравственной категории распространяющихся на взаимоотношения людей в повседневной жизни и обосновала научно-теоретические основы формирования культуры межнационального общения школьников. (1980).
Исследования, проводимые профессором Н.А. Асиповой и ее учениками по проблеме формирования межкультурных коммуникаций и поликультурном образования, отвечают социокультурным особенностям и потребностям Кыргызской Республики, где проживают представители более 80 национальностей. Решение проблем формирования межкультурных коммуникаций служат научно-практическим вкладом в обеспечении нравственно-психологической стабильности в обществе, в гармонизации национально-культурных отношений граждан многонационального общества в условиях глобализации, в подготовке учащейся молодежи к умению жить в современном поликультурном пространстве.
Профессор Н. А. Асипова работает в КНУ им. Ж. Баласагына с 1971 года, в течение более 15 лет была заведующей кафедры педагогики высшей школы. За это время ею создана широко известная научная школа, вырастившая 3 докторов и 28 кандидатов педагогических наук, в работах которых исследуются различные аспекты гуманистического воспитания и личностно-ориентированного образования, новые парадигмы в исследовании педагогических проблем, подготовки учителей новой формации и модернизации образования, отвечающих современным технологическим вызовам. Научная школа Н. А. Асиповой на всех этапах развития осуществляет свою деятельность в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями, учителями, органами управления образования.
Основная проблема, которая разрабатывается научной школой. С начала 90-х гг. исследования научной школы посвящены методологическим обоснованиям и теоретическому моделированию, а также практической модернизации образования, отвечающего тенденциям развития демократического общества, а именно личностно-ориентированного образования, культурологического, компетентностного подходов в воспитании граждан многонационального государства.
Результаты научного поиска нашли отражение в 250 научных и методических работах Н.А. Асиповой, личных и коллективных монографиях и учебных пособиях, созданных под руководством ученого такие как: Научно-теоретические основы формирования культуры межнационального школьников (1994); Социалдык тарбия (2004); Билим философиясы жана тарыхы (2010); Межкультурные коммуникации и поликультурное образование (2015); Актуальные проблемы воспитания и образования учащейся молодежи (2016); Заманбап билим берүү парадигмалары (2019); Көп маданияттуу билим берүү (2022); Педагогикалык психология (2023); Окутуу жана Өнүгүү (2024) и др. в 8 разделах различных учебников и учебных пособий, более 80 статьях в РИНЦ, 15 статьях в изданиях СКОПУС, имеет Индекс Хирша 3.
Основные научные направления научной школы:
— многокультурное воспитание и образования будущих граждан Кыргызстана в условиях глобализации;
— этнокультурные аспекты социального формирования личности в условиях глобализации;
— трансформация методологических парадигм педагогики и образования в современных условиях;
— совершенствование воспитания, образования и обучения школьников и студентов в соответствии с современными технологическими вызовами;
— психолого-педагогическая подготовка учителей новой формации;
— проблемы интеграция высшего образования КР в мировое образовательное пространство;
— проблемы совершенствования многоуровневого высшего образования в КР.
Концептуальные основы исследований научной школы Н.А. Асиповой составляют: идея полипарадигмальности в научно-педагогических исследованиях; поликультурная личность и пути его формирования в условиях глобализации; гармонизация этнокультурных особенностей социокультурной и образовательной среды; обеспечение национально-культурной идентичности личности и глобализация; интеграция молодежи в современное общество; акмеологические проблемы профессионального роста педагогов; формирование социально гибкой личности и профессиональная успешность; креативность как отличительная черта личности педагога постиндустриального общества; миссия классического университета в условиях альтернативного образования и др.
Научно-педагогическая деятельность профессора Н.А. Асиповой как основателя научной школы признана в России и отмечено званием «Основатель научной школы» Российской академией естественных наук (РАЕН) от 10.11.2015. Она является обладателем Медали “Кыргыз тили” Госкомитета по государственному языку (2019); Почетного звания «Педагогиканын каарманы (2020), Почетной грамоты Жогорку Кенеша КР За многолетний труд в области науки и образования (2020), Почетной грамоты кабинета министров КР (2021), Звания заслуженный работник образования Кыргызской Республики (2022). Научная школа Н. А. Асиповой активно участвует в различных научно-практических проектах, одним из значительных которого явился проект по разработке научно-методологических подходов подготовки PhD докторов направления педагогика по западной модели. Проект завершился получением лицензии и подготовкой образовательной программы PhD докторов направления педагогика, и как результат в 2021 году в КНУ им Ж. Баласагына начался прием в докторантуру. В настоящее время по данной программе учатся 64 докторанта из Китая, Казахстана и Кыргызстана.
Основные научные публикации, отражающие результаты деятельности научной школы профессора Н.А. Асиповой:
- Научно-педагогические основы формирования культуры межнационального общения школьников». — Бишкек: Илим, 1994;
- Социалдык тарбия — Бишкек: КТУМ, 2004;
- Билим философиясы жана тарыхы. — Бишкек: КТУМ, 2010;
- Межкультурные коммуникации и поликультурное образование» — Б., 2015- 233с.;
- Актуальные проблемы воспитания и образования учащейся молодежи /сб. статей/. — Б.: Принт Экспресс, 2016. – 292 с.
- Заманбап билим берүү парадигмалары. – Б., 2019. -362 с.:
- Көп маданияттуу билим берүү. Б., 2022. — 292 с.
- Педагогикалык психология. Окуу курал. Б.: 2023. – 320 б.
- Ч. Айтматовдун чыгармалары аркылуу болочок мугалимдердин жалпы адамзаттык баалуулуктарын калыптандыруу. Окуу курал 136 б.
- Окутуу жана Өнүгүү. Практикага баытталган монография – 2024. – 230 б.
Деятельность научной школы профессора Н.А. Асиповой широко представлена за рубежом: основатель научной школы с 2001 по настоящее время она является действительным членом Академии социально-педагогических наук (АПСН), Москва; в 2007-2009гг была Международным независимым экспертом НАТО из СНГ по программе гуманитарного развития; в 2012-2013 учебном году в качестве визит-профессора проводила исследование на факультете образования Кентского университета штата Огайо, США.
О научной школе профессора Мамбетакунова Эсенбека

Название научной школы: Психодидактика естественнонаучного образования
Область знаний по государственному рубрикатору научно-технической информации: 14.07.07: Общая теория образования и обучения
Год основания научной школы: 1992
Основатель научной школы: Мамбетакунов Эсенбек, доктор педагогических наук (общая педагогика, 1992, Ташкент), профессор (1994), член корреспондент Кыргызской Национальной академии наук (2000), Почетный академик НАН КР (2021), академик Международной академии гуманизации образования (1995), академик академии педагогических и социальных наук Российской Федерации (1998), академик Кыргызской академии образования (2014), лауреат Государственной премии КР в области науки и техники (2014), Заслуженный работник образования Кыргызской Республики (2022).
Основные научные направления: общая педагогика, история педагогики и образования, профессиональная педагогика, психодидактика естественнонаучного образования, формирование и развитие естественнонаучных понятий у учащихся и студентов (физика, биология, химия, астрономия).
Краткая характеристика результатов исследований по выше названным направлениям: выявлены логико-гносеологические принципы определения структурных элементов системы естественнонаучных знаний; исследованы пути раскрытия содержания, объема, связи и отношений научных понятий; на основе теории поэтапного формирования умственных действий обучающихся разработаны этапы формирования у школьников естественнонаучных понятий; разработана система упражнений для учащихся, используемые на начальном этапе формирования физических понятий, также разработаны технологии применения на уроках физики; определены дидактические функции межпредметных связей в формировании у обучаемых естественнонаучных понятий; под его руководством и непосредственном участии разработаны предметные стандарты, учебные программы, учебники и учебные пособия по естественным предметам средней школы и профессиональных учебных заведений; созданы психодидактические основы подготовки учителей физики и повышения их квалификации; разработаны этнопсиходидактические вопросы гуманизации образования и др.
Эсенбек Мамбетакунов является автором 654 научно-методических работ, в том числе 8 монографий, 19 учебников, 76 учебно-методических пособий, 5 стандартов образования, свыше 10 учебных программ, 481 научно-методических и публицистических статей. Под его руководством подготовлены 8 докторов, 26 кандидатов наук, 3 доктора философии Phd (Казакстан) и 58 магистрантов.
Основные научно-методические работы:
- Учебники для средней и высшей школы Кыргызской Республики: “Естесвознание” учебник для 5- класса в государственном, русском, узбекском, таджикском языках (1997, 2003, 2004, 2012, 2018); учебник “Физика” для 7,8,9-классов (1997, 2000, 2003, 2008, 2009, 2018, 2021, 2023); учебник “Современные концеции естествознания” на государственном и официальном языках (2005, 2010, 2014).
- Теория и практика обучения физике. – Бишкек, 2004. – 490 с.
- Основы педагогики (соавтор Т. Сияев) – Бишкек, 2008, 2022. – 304 с.
- Преподавание физики в высших педагогических учебных заведениях (соавтор М. Жораев). – Бишкек, 2015. – 380 с.
- Дидактические функции межпредметных связей в формировании у учащихся естественнонаучных понятий. – Бишкек, Илим. 1991, 2015. – 240, 328 с.
- Методология и технологии педагогических исследований. – Бишкек, 2018. -128 с.
Места работы и должности:
- 1965-1971 – учитель физики и заместитель директора средней школы №2 им. Ленина Ат-Башинского района, село Ат-Баши.
- 1971-1973 – преподаватель физики Фрунзенского политехнического техникума.
- 1973-1982 – аспирант Кыргызского научного исследовательского института педагогики, научный сотрудник, заведующий сектором.
- С 1982 г. — по настоящее время преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой Кыргызского национального университета.
- 1992-1997 – заместитель директора по научной работе Кыргызского института образования.
- 1997-2008 – заведующий научно-исследовательским отделом института интеграции международных образовательных программ КНУ.
- С 1994 года заведующий кафедрой технологии обучения физике и естествознания факультета физики и электроники Кыргызского национального университета им.Ж.Баласагына.
Научно-организационная деятельность:
- 1978-1992 – председатель Жюри Республиканской олимпиады школьников по физике.
- 1993-1995, 2003, 2011-2015, 2018-2022 годы – председатель диссертационного совета по защите докторских диссертаций по направлению педагогика.
- 1995-2002, 2005-2007 – председатель Экспертного совета ВАК КР.
- 1997-2010 – член диссертационного совета по защите докторских диссертаций (специальность теория и методика преподавания физики, математики, химии) в КазНПУ им. Абая, Алматы, Республика Казахстан.
- С 2022 года честь диссертационного совета по защите докторских диссертации.
Краткая история образования научной школы
Существование кыргызской научной школы педагогов и методистов- естественников является в настоящее время фактом общепризнанным и неоспоримым. Данная школа была создана под руководством профессора Эсенбека Мамбетакунова. Он, обладая научно-исследовательским и организаторским талантом, огромной работоспособностью, обострённым чувством нового, способностью к научному предвидению, особыми человеческими качествами, является создателем кыргызской научной школы методистов-физиков, химиков, биологов, также педагогов профессионального образования.
Условиями и предпосылками становления и развития научной- методической школы стали:
Появление в лице Эсенбека Мамбетакунова учёного-педагога, прошедшего специальную теоретическую и практическую подготовку в аспирантуре по методике преподавания физики в Кыргызском научно-исследовательском институте педагогики и Челябинском государственном педагогическом институте (кафедра теория и методика преподавания физики, руководителем которой являлась доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, кавалер ордена Ленина Антонина Васильевна Усова), имеющего опыт практической работы в школе, техникуме и в вузе; обладающего опытом общения с людьми разных поколений и социальной принадлежности; желающего внести существенный вклад в развитие образования в нашей стране; человека целеустремлённого; талантливого исследователя и организатора научной деятельности других.
Наличие в школах и вузах республики опытных учителей, преподавателей, имеющих интерес к улучшению педагогического процесса, преподаванию предметов естественного цикла, склонность к исследовательской деятельности.
Появление у профессора Эсенбека Мамбетакунова учеников, которые начали разрабатывать новые проблемы не только в области методики физики, но и по общей и профессиональной педагогике, также психодидактике естественнонаучного образования.
Наличие постоянного научного диалога между исследователей вузов разных стран (Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан, Россия, Таджикистан, Турция, Молдова, Азербайджан и др.).
Востребованность практикой обучения и воспитания результатов, проводимых фундаментальных и прикладных научно-технологических исследований.
Существование поддержки проводимых преподавателями, учителями, аспирантами, соискателями исследований со стороны руководителей учебно-научных организаций, министерства образования и науки.
Организация на факультете физики Кыргызского национального университета им. Ж.Баласагына научно-методических семинаров и Республиканской конференции по проблеме – «Актуальные проблемы преподавания естественно-математических дисциплин в школе и вузе» (с 1999 года), также поддержка методистов-физиков, как профессоров М.К. Койчуманова, Д.Б.Бабаева, М.Джораева, Т.М.Сияева, Н.О.Мааткеримова и др.
Стадия становления кыргызской школы методистов физиков, относится к периоду 70-90-х годов ХХ столетия, когда защитили кандидатской диссертации М.Нуракунов, М.К.Койчуманов, Э.Мамбетакунов, Н.О.Мааткеримов, А.Н.Гудимова, Д.Б.Бабаев, Б.Аллахунов, С.Самудинов, М.Папиев и др. После девяностых годов появлялись докторские диссертации по методике преподавания физики Э.Мамбетакунова, Д.Бабаева, М.Джораева и др.
Становлению научной школы имело решающее значение открытие в Кыргызском национальном университете кафедры методики преподавания физики (1979), ныне кафедры технологии обучения физике и естествознания. С 1990 годов на кафедре функционирует магистратура, аспирантура и докторантура по специальности 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (физика). За эти годы на кафедре подготовлены 110 магистров, 25 кандидатов, 11 докторов наук. Этим подтверждается становление и полное функционирование научно-образовательной школы, разрабатывающие насущные проблемы общей педагогики, теории обучения и воспитания, теории и практики начального и высшего профессионального образования, педагогической психологии, теории и методики преподавания не только физики, но и других предметов естественнонаучного цикла (химия, биология, естествознание и др.). Поэтому научная школа называется «Психодидактика естественнонаучного образования». Данный факт официально были утверждены соответствующими решениями: решение ученного совета факультета физики и электроники Кыргызского национального университета им. Ж.Баласагына (протокол №6 от 30.04.2015); решением президиума Российской академии естествознания (протокол №527 от 3 августа 2015г.) Э.Мамбетакунову присвоено Почётное звание Основатель научной школы «Психодидактика естественнонаучного образования»; решением президиума Международной академии наук педагогического образования Российской Федерации (протокол №7 от 29 сентября 2015г.) присвоено Почётное звание Основатель научной школы «Научно-методические основы обучения физике в школе и совершенствование методической подготовки педагогических кадров».
Работа научный школы официально утверждена решением Учёного Совета Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына (протокол №8.8 от10.05.2022года).
Состав научный школы составляет 18 докторов и 31 кандидатов по теории и методики преподавания предметов естественного школа.
Сведения о целях задачах научной школы, персональный состав, результатах научной и образовательной деятельности можно найти в книге “Научная школа профессора Эсенбека Мамбетакунова” (Бишкек, 2024, 416с.)